• piterdeti.ru
  • Обзоры
  • Как отношения с мамой (в раннем детстве) влияют на способность заводить друзей и строить романтические отношения — объясняет психотерапевт
Как отношения с мамой (в раннем детстве) влияют на способность заводить друзей и строить романтические отношения — объясняет психотерапевт

Как отношения с мамой (в раннем детстве) влияют на способность заводить друзей и строить романтические отношения — объясняет психотерапевт

 
В издательстве «Бомбора» вышла книга «Мамина нелюбовь» Жасмин Ли Кори — американского психотерапевта, специализирующегося на работе с детскими травмами. «Собака.ru» публикует отрывок, в котором объясняется, как на отношения с людьми влияет первый год нашей жизни и эмоции мамы в этот период. Спойлер: исследования показывают, что ненадежную привязанность с матерью переживает каждый третий ребенок.
 
Наша первая межличностная задача — установление связи с нашим ответственным опекуном, в большинстве случаев с матерью. Это существенно для нашего выживания, так как в младенчестве мы полностью зависим от того, кто удовлетворяет наши базовые потребности. Привязанность оказывает существенное воздействие на развитие нашего мозга, душевное здоровье и будущие взаимоотношения.
 
Как мы формируем привязанности и что такое надежная привязанность?
 
Привязанность начинается в самых первых отношениях в жизни — с матерью. Эти взаимоотношения формируются рано, еще до рождения, но, безусловно, оформляются в первые часы, недели и месяцы жизни. На них влияют обстоятельства рождения, включая готовность родителей и их желание ребенка, психоэмоциональное состояние матери в период беременности и родов и процесс родовой деятельности. (Исследования показывают, что матерям, пережившим кесарево сечение, требуется больше времени, чтобы привязаться к своим младенцам). Значим даже гормональный фон матери: высокий уровень окситоцина помогает установить контакт с ребенком.
 
Привязанность строится на основе подстройки и заботы. В отношениях «младенец — мать» все главным образом вращается вокруг потребностей младенца (выражаемых в том, что называется «поведением привязанности») и реакций матери на эти нужды.
 
В действительности же ключевой элемент здесь — материнский отклик, его постоянство и качество. Исследования показали, что привязанность создается не просто из удовлетворения непосредственных материальных потребностей младенца, но также из качества этого взаимодействия. Малыш смотрит на мать, которая в свою очередь смотрит на младенца, и что-то между ними происходит: улыбка, отзеркаливающее движение, синхронизированный танец гораздо глубже уровня сознания.
 
Наиболее важные модели поведения опекуна, связанные с надежной привязанностью, следующие:
 

Откликаться на физические и эмоциональные запросы ребенка оперативно, постоянно и чутко.
 
Доброжелательно реагировать на попытки ребенка к сближению. Мать должна принимать ребенка, который тянется к ней, не отворачиваться или встречать его без энтузиазма. Она должна показывать, что и она тоже хочет близости.
 
Воспринимать эмоциональные состояния ребенка и демонстрировать эмпатию.
 
Смотреть на ребенка с любовью. В одном исследовании сообщается о том, что это — принципиально важный компонент в развитии части мозга, отвечающей за социальное поведение.
 
Если мы знаем, что можем обратиться к матери, и наши потребности будут удовлетворены, и наши чувства будут поняты и встречены доброжелательно, в таких отношениях мы чувствуем себя в безопасности. Это утверждение вполне может относиться к ощущениям ребенка более старшего возраста, но модель в основном формируется в первый год жизни, когда наше знание находится на более примитивном уровне. Когда мы плачем, мать либо здесь, либо ее нет; она либо заботится о наших нуждах, либо нет. В модели развития личности по американскому психологу Эрику Эриксону это соотносится с базовым чувством доверия либо недоверия, которое мы формируем в первый год жизни. Когда мир (главным образом, в лице матери) постоянно удовлетворяет наши потребности, у нас развивается вера в то, что мы получим то, что нам необходимо, и мир воспринимается безопасным местом. Вот то, что многие сегодня называют надежной привязанностью.
 
Что если у вас не было надежной привязанности? 
 

Если у вас не было надежной привязанности, в этом вы далеко не одиноки. Исследования свидетельствуют о том, что примерно одна треть детей переживает ненадежную привязанность, что, как правило, передается из поколения в поколение. Эта цифра приближается к одной второй с учетом детей, чьи матери страдают депрессией. Был описан целый ряд «стилей» ненадежной привязанности. Ввиду того что разные авторы по этой тематике используют различные термины для описания этих стилей, для каждого стиля я выбрала термин, кажущийся наиболее легко запоминающимся и иллюстративным, и включила эквивалентные термины, которые использовали более известные исследователи.
 
Самодостаточный стиль
 

Самая большая категория — стиль, который называют различно — компульсивно самодостаточным (Боулби), избегающим (Эйнсворт) и игнорирующим (Мэйн). Когда мать постоянно отвергает или не реагирует на ребенка и эмоционально недоступна, ребенок отступает, делает вывод о том, что нуждаться в отношениях тщетно или опасно, и последовательно отказывает себе в удовлетворении этих потребностей и в чувствах привязанности.
 
Вот в чем, собственно, и состоит этот стиль. Более конкретно было установлено, что матери избегающих детей:
 
-отвергали потребности младенца в привязанности и модели поведения, используемые младенцем для того, чтобы добиться привязанности;

-чувствовали себя неловко или враждебно по отношению к признакам зависимости;

-не любили нежный контакт глаза в глаза;

-относились к ласкам и физическому контакту скорее негативно;

-не демонстрировали эмоций.
 
Отказ от чувств обходится дорого. Если опекун не замечает и не отвечает на чувства, детям, а позднее взрослым, будет гораздо сложнее замечать свои собственные чувства и выражать их словами. У них также будет плохо получаться разбираться в тонкостях чувств других людей. Как можно себе представить, неумение разбираться в чувствах и говорить о них позднее помешает им строить близкие отношения, в которых они будут выглядеть закрытыми и отчужденными. Как и с желаниями, их чувства никуда не денутся, но, скорее, скроются в бессознательном.
 
Человек подобного типа в отношениях покрыт броней и стремится не допускать тесной близости.
 
По мнению одного из исследователей, люди с подобным типом привязанности отключили свои потребности в привязанности, стали глухими к связанным с привязанностью сигналам. Для них лучше быть как можно более самодостаточными. Человек подобного типа в отношениях покрыт броней и стремится не допускать тесной близости. Его пугает сама возможность открыться другому человеку настолько, чтобы сформировать реальные чувства привязанности. Такое приближение вызывает чувство страха испытать ту невыносимую боль отвержения, которая была в младенчестве, и попасть в зависимое положение от объекта привязанности.
 
Озабоченный стиль
 

Другое выражение ненадежной привязанности состоит из того, что мы более традиционно относили к неуверенным моделям поведения, таким как навязчивость, потребность в одобрении и постоянном желании более тесного контакта. Главный страх в этом паттерне — это боязнь ухода фигуры привязанности, то, что можно назвать страхом быть брошенным. Безусловно, самодостаточный тип тоже боится быть брошенным, но защищает себя тем, что не позволяет себе считать отношения настолько важными, насколько они есть на самом деле.

Этот второй стиль называется тревожной привязанностью (Боулби), навязчиво ищущим внимания, амбивалентным (Эйнсворт), зависимым и озабоченным. Все эти названия отражают важное качество в этой модели: зависимость и поиск внимания очевидные; амбивалентность нуждается в пояснении. Дети с таким стилем привязанности демонстрируют как повышенную потребность в близости, так и гневное сопротивление контакту. В процедуре «Незнакомой ситуации» годовалые дети крайне расстроены уходом матери, но с трудом принимают ее внимание, когда она старается помириться. Они постоянно то очень требовательны и навязчивы, то враждебны.

Озабоченный ребенок (а позднее взрослый) не знает, чего ожидать.

Я остановилась на термине «озабоченный», потому что подобные дети (и позднее взрослые) так тревожно зависимы от доступности других, что это всецело поглощает их жизнь. Этот стиль привязанности соотносится с матерями, которые не настолько последовательны в своем отказе, как матери самодостаточных детей, но и недостаточно последовательны в своем отклике, чтобы создать надежную привязанность. Иногда они присутствуют, а иногда — нет. Иногда они кажутся любящими, а в другое время необъяснимым образом отвергают. Озабоченный ребенок (а позднее взрослый) не знает, чего ожидать.

К сожалению, стратегии, применяемые для того, чтобы обеспечить желаемую привязанность, часто отталкивают людей. К тому времени, как мы становимся взрослыми, это включает:

-повышенную потребность в близости;

-сверхбдительность в отношении сигналов привязанности;

-постоянную проверку и испытание на прочность преданности других людей;

-подчеркивание потребности в близости и беспомощности для того, чтобы заставить других остаться;

-наказание других людей за то, что они не обеспечивают нас желанным;

-злость, если потребность в контакте не удовлетворена.
 
Может быть, у вас и не было надежной привязанности к матери, но справедливо ли возлагать ответственность на нее за это?

Хотя дети приходят в этот мир с существенными различиями, у идеи о том, что поведение опекуна — решающий фактор в формировании надежной привязанности, есть значительная поддержка. Особенно показателен тот факт, что младенец может быть надежно привязан к одному родителю и ненадежно привязан к другому. В подобном случае у него однозначно есть способность формировать привязанность при наличии надлежащего отклика.

Существуют свидетельства того, что обучение и помощь матерям в том, чтобы они могли стать более отзывчивыми по отношению к своему ребенку, способны изменить модель привязанности. Вскоре более чуткое реагирование матери приводит к наиболее надежной привязанности у ее детей.
 
Если мать не сформировала надежной привязанности, это не означает что она плохая — у нее внутри могло происходить много всего.

Возлагать ответственность за нашу ненадежную привязанность на мать не означает признать то, что она плохая или даже безучастная. У нее внутри может происходить много всего. Возможно, она любит своего малыша, но ее пугает или отталкивает то, что в ней нуждаются. К сожалению, это часто приводит к порочному кругу, потому что чем больше она устраняется и отказывает ребенку в заботе, тем более активно малыш оповещает о своих потребностях, а именно это оповещение о потребностях и стоящая за ним срочность и приводит мать в ужас.

Другим влияющим фактором может быть отсутствие навыков распознавания сигналов младенца; поглощенность своими мыслями; взвинченность или депрессия; неуверенность в себе и чрезмерный страх быть отвергнутой; или некачественное материнство, которое она получила сама. Если ее мать была неспособна с открытым сердцем дарить ей себя или настроиться на ее потребности, если она была слишком занята или слишком холодна, тогда именно эту отпечатавшуюся в ней модель женщина неосознанно повторяет.

Как изменить привязанность?

Легче всего изменить ненадежные модели привязанности ребенку. Я уже упоминала о том, что обучение матерей более чутко отзываться на потребности своих младенцев может дать очень быстрые позитивные результаты. Чем дольше модель существует в конкретных отношениях, тем тяжелее ее изменить.

Существует мнение, что дети с ненадежной привязанностью в первые годы жизни относительно податливы изменениям. Это связано в первую очередь с их способностью развивать надежную привязанность, которая помогает обеспечивает альтернативу в случае с ненадежной привязанностью к матери. Исследования показали, что надежная привязанность к отцу (или иному второстепенному опекуну) будет самым важным фактором в компенсации (или преодолении) детьми ненадежной привязанности к матери.
 
Также для исцеления нарушений очень важно развивать надежные привязанности с людьми, которым можно доверять.

Часто во взрослой жизни наши фигуры привязанности — спутники жизни, но сюда также могут быть включены психотерапевты или другие помощники, женщины, заменяющие матерей, и лучшие друзья. У некоторых детей есть воображаемые друзья, которые, возможно, удовлетворяют некоторые из этих потребностей, а многие люди — как взрослые, так и дети — обретают чувство покоя и контакта в компании домашних любимцев.

Считается, что взрослому немного тяжелее изменить базовую модель привязанности, но к этому времени у нас появляется новый набор возможностей. Мы можем проводить психотерапевтическую работу, связанную с оплакиванием старых ран, выявлением ключевых убеждений и определением новых способов существования. Наличие отношений, создающих новые, более здоровые модели, способны изменить наши ожидания и установки и дать нам новую основу для дальнейшего развития. Помните, что стремление формировать отношения привязанности заложено в нас изначально. Такими нас создала природа.

Отрывок для публикации от издательства Бомбора

Текст: PiterDeti
Метки

Читайте так же

Детский выпускной 2024 в Санкт-Петербурге. Выбираем где отметить

Ваш ребенок заканчивает детский сад или очередной класс в школе, а может подходят к концу занятия по курсам актерского мастерства или других занятий? Традиционно родители ломают голову, как и где отметить детский выпускной. Да так, чтобы дети от души повеселились и надолго запомнили праздник.

Весенние лагеря 2024 в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Все ближе приближается к нам заветная для многих детей пора - весенние каникулы. Чтобы ребенок не сидел дома один пока вы на работе, предлагаем отправить его в детский весенний лагерь, где он с пользой и удовольствием проведет время. В нашей статье наиболее полный обзор лагерей, где можно отдохнуть этой весной 2024 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Места где можно бесплатно или дешево посмотреть фильмы в Санкт-Петербурге

Для вас подборка мест, где бесплатно или дешево можно посмотреть кино в Петербурге.